Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе : «Рассказывание по картине»

Воспитатель МБДОО «Детский сад «Сказка»

 Пономарева Ирина Владимировна.

Цель:

Учить детей с помощью раздаточных картинок создавать       картину и составлять по ней рассказ.

   Задачи:

  1. Образовательная:

— учить детей составлять  рассказ, по  сюжетной  картине используя ранее приобретенные  навыки  и  знания.

  1. Развивающая:

-активизировать  речь  детей, используя приемы самостоятельного составления сюжетной картины  и обогащать словарный запас  детей   качественными прилагательными (багряный, золотистый, дождливый).

  1. Воспитательная:

— воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

Предварительная работа:  Прогулки , наблюдение за осенними изменениями в природе. Рассматривание картин на тему «Осень», подготовка к празднику «Осени», разучивание стихов, песен на тему « Осень»

Оборудование: Магнитная доска, картинки, ежик, план ,коробки.

Структура занятия:

1.Вводная часть (3 минуты).

Цель: Создание эмоционального положительного фона. Активизировать внимание детей, настроить на дальнейшую деятельность.
 2.Основная часть (20 минут)

 Цель:  Реализация задач программного содержания.

Самостоятельные рассказы детей по плану.

Цель: Закрепить навык составления рассказа по картине у детей.

 3.Заключительная часть (2-3 минуты)

Цель: Подведение итогов занятия, педагогическая оценка деятельности детей.
Используемые методы и приемы:

Наглядные: Рассматривание картины.

Практические: Артикуляционная гимнастика,  подвижные игровые упражнения.

Словесные: Вопросы, наводящие вопросы; план рассказа, коллективное составление рассказа детьми; образец рассказа педагога.

                              Ход занятия.

1.Вводная часть.

Организационный момент

В- ль.- Ребята, посмотрите, кто в нашей группе наследил? Вы знаете, чьи это следы? Куда ведут нас следы? Чтобы узнать, кто прячется в коробке, надо отгадать загадку:

Он со всех сторон колючий,

На нём иголки просто кучей.

Он похож на маленькую горку.

Ищет он грибы и тащит в норку.

Носик у него курносый, чёрный,

А характер тихий, но упорный.

По траве он бродит без дорожек.

Ты его не бойся, это…( ёжик).

Рассматривание ежа (воспитатель показывает детям игрушку – ежа).

Вль: Посмотрите, ёжик прибежал к нам в гости.

Расскажите, какой ёжик (маленький, колючий, шустрый, фыркающий, забавный).

— Ребята посмотрите ёжик нам, что-то принес. Это коробки и они пронумерованы, значит их нужно открывать по порядку. Какую коробку откроем первую, под какой цифрой?

Три коробки:

1, 2, 3.

1 коробка — Артикуляционная гимнастика

— Что это за картинки?

— А для чего нам делать гимнастику? Для того чтобы наши язычки правильно и красиво говорили.

  1. Основная часть.

-Молодцы, размяли язычки, а теперь отгадайте загадку:

Утром мы во двор идём

— Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят… (Осень).

Дети. Осень.

-В-ль. Кто помнит, как называются осенние месяцы?

Расскажите, пожалуйста, что происходит осенью в природе.

-Давайте   расскажем стихотворение об осени.

— София.

-Молодец. Ребята, давайте посмотрим ,что принес ежик во второй коробке.

2 коробка – Картинки про осень.

— Давайте рассмотрим эти картинки.

— Что на них изображено? ( Дети, птицы, грибы, листья, тучка, дождик).

— Что мы будем делать с этими картинками? ( Составлять одну сюжетную картину).

—  Ребята, как вы думаете, чего нам  не хватает? Основы для нашей картины. Давайте ее поищем. Может ежик нам поможет?

А вот и записка подсказка.

Ну вот  мы  нашли основу на которой будем составлять нашу  картину. Вы сейчас разместите свои картинки на ней  и придумаете предложение по своей картинке.

Дети выходят к магнитной доске, крепят свою картинку и составляют своё предложение об осени.

-Какие вы, молодцы. Очень интересные предложения придумали.

Ребята, а как кружатся осенние листочки вы знаете?

Физкультминутка:

(Проводится физкультминутка «Листики» ).

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (дети приседают)

Дунул ветер — полетели, (поднимая руки верх, качают ими)

Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели. (дети приседают)

Ветер снова набежал (поднимая руки верх, качают ими)

И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)

Закружились, полетели (дети кружатся)

И на землю тихо сели. (дети приседают)

— Присядем на свои места. Ребята а теперь давайте эти предложения соединим так, чтобы получился рассказ об осени, а мы с гостями и ежиком послушаем ваши рассказы.

  1. Самостоятельные рассказы детей по плану.1) Сначала вы расскажете, кого вы видите на картине, где они находятся?

    2) Затем опишите осенний лес.

    3) Потом расскажете, что делают птицы.

    4) И, наконец, объясните, почему детям понравилось в осеннем лесу.
    (Воспитатель дает детям 2 минуты для подготовки к рассказу).

Дети рассказывают свои рассказы об осени по опорным картинкам.

-Вы просто умнички. Было интересно вас слушать. Ежику очень понравились ваши рассказы.

И картина у нас получилась какая? (осенняя).

В-ль.   Послушайте, какой рассказ составили мы с ежиком.

Наступила осень. По небу плывут черные тучи. Птицы собираются в стаи чтобы лететь в теплые края на зимовку.  Листья на деревьях стали разноцветными. В выходной день ребята  пошли   на прогулку в парк. Под ногами шуршала опавшая листва. Большие, багряные,  кленовые листья кружились в воздухе. Воздух был чист и свеж. Дети собирали опавшие, листья. Вдруг начался дождь и Лера открыла зонт, а Ваня  увидел грибы под деревом. Ребятам  хотелось гулять, гулять и гулять!  Но пора было возвращаться домой.

Вам понравился рассказ?

III. Заключительная часть.

Итог (рефлексия)

-Про какое время года мы говорили?

-Чему мы учились сегодня?

Что понравилось?

Воспитатель: Молодцы, вы старались. Мы с ежиком  довольны вами.

Ребята, мы совсем забыли про третью коробку. Давайте посмотрим что же в ней.  Это ежик приготовил вам угощение.

Давайте поблагодарим ежика и попрощаемся с ним и с нашими гостями. Всем  спасибо.  До свидание.

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс