Это вопрос встает неизбежно перед всеми родителями, и на этот счет существует множество мнений:
- одни стремятся начать как можно раньше;
- другие уверены что надо отложить до школы и предоставить это специалистам;
- третьи когда ребенок сам проявит интерес.
Педагоги и психологи отвечают вполне определенно: можно, рекомендуют начинать с 5 лет, но лучше делать это правильно.
Учителя придерживаются позиции не учить читать, чтобы потом не переучивать.
Чтение является очень сложным психо-физиологическим процессом, в нем задействовано множество психических процессов и функций, которые должны быть развиты у ребенка до начала его обучения.
Для того чтобы начать обучение чтению, необходимы условия:
- устная речь должна быть достаточно развита — соответствовать возрастной норме :иметь определенный словарный запас, говорить развернутыми предложениями;
- не должно быть дефектов звукопроизношения;
- сформирован фонематический слух, т. е. восприятие — различать звуки, анализировать, уметь определять последовательность звуков;
- развита слухоречевая и зрительная память, пространственные представления;
- психологически готов;
- должен быть мотив для чего ему это нужно желание, познавательная активность;
- чтение не должно вызывать отрицательных эмоций;
- не ставить сроков в течении которого времени должны научить читать;
- показывать личным примером: ребенок должен быть окружен книгами и читающими людьми (чтобы книга воспринималась как необходимый элемент жизни);
- работать в системе;
- учя буквы, не нужно их алфавитное название;
- читайте стихи — Маршака, Барто, Михалкова — они благотворно влияют на восприимчивость детей к звукам;
- учитывайте состояние ребенка, не раздражайтесь, хвалите.
Некоторые родители считают, что ребенок, который умеет читать, писать, считать — готов к школе.
Другие — если умеет читать на уроках будет неинтересно, скучно, привыкнет к безделью.
Все это не так, в первые месяцы в школе ребенку скучать будет некогда: на него буквально обрушивается новый мир отношений со взрослыми и сверстниками. Школа заставляет ребенка искать и осваивать новое место не только в классе, но и в жизни, новые формы поведения, новые обязанности, режим.
Быть готовым к школе — это значит надо быть готовым всему этому учиться.
Какую же выбрать методику?
Есть много методик, но нужно исходить из психологически эмоционального склада характера вашего ребенка и насколько вы сами готовы к обучению чтения, так как многие требуют не только больших затрат времени, но и подготовки дидактического материала.
Азбуки
В этом методе каждая буква подкреплена опорно-мнемонической картинкой, для запоминания этот метод неплох, но для обучения чтения никуда не годится.
Азбука О. Жукова
Узкоспециализированная, написана легко, с юмором, автор каждую букву наделяет характером, в азбуке для девочек используют рисунки тех предметов, которые любят девочки. В азбуке для мальчиков собраны рисунки с мужской тематикой. В азбуке для малышей — с крупными буквами.
Азбука интересна необычным принципом подачи материала, под каждой картинкой слово+детализация, знакомство с глаголами+объединяются в картинку-предложение, с буквами.
Азбука (Горецкий, Кирюшкин)
Не для самостоятельной проработки, обучение начинается со звукобуквенного анализа и составления схем слов, все тексты целиковые, без слоговой разбивки и непонятно когда ребенку перейти от чтения слогов к полновесному чтению предложений.
Азбука (Узорова, Нефедова)
Создана в том же ключе, что и предыдущая, сначала теоретическая часть, где разъясняется, что слова из букв, буквы из звуков, звуки гласные и согласные, составляют схемы слов, потом знакомят с буквами, рассказ по картине, чтение слов разбитых на слоги.
Методики
Методика Зайцева
Основана на игре в кубики, складовой принцип обучения — чтение по слогам, строится обучение на кубиках, таблицах и попевках, кубики разные по форме, цвету, качеству, звенят, гремят.
Методика Монтессори
Особенность: сначала дети учатся писать, потом читать, обучение с прописных букв, с накопления сенсорного опыта, сначала буквы составляют, лепят, рисуют, затем прописывают, воспроизводят, проговаривая то, что пишут.
Метод целых слов
Начинается с раннего возраста, суть в том, что ребенку показывали карточки со словами, предложениями — мама читала ребенок запоминал слово целиком.
Мир (система максимального раннего развития) Тюленева
Показывать ребенку карточки с буквами, озвучивая не допускать, чтобы в поле зрения ребенка попали другие предметы.
ЕГЭ. Большая книга для самых маленьких
Поделена на 5 тематических разделов: учимся считать, учим буквы, развиваем мелкую моторику, изучаем окружающий мир, память и воображение. К теме подводят исподволь, сначала идет задания: рассмотри, ответь на вопросы, затем уча анализу сопоставления, сравнения.
Аудиопрограмма»Музыка с мамой»
Представляет игровой метод обучения чтению, 33 песенки подскажут как сложить буквы, а песенки помогут начать читать по слогам, мама вместе с ребенком делает буквы, взрослый рисует или показывает, произносит, пропевает.
Буквари — это традиционный способ, общий принцип: ребенок учится соединять отдельные звуки в слоги, слоги в слова. Букварь не должен представлять все буквы алфавита, а потом показывать, как они соединяются, лучше если эти процессы идут параллельно.
Букварь Жуковой
Он построен по четкому принципу — от простого к сложному, подготовлен для самостоятельного прорабатывания (даны пояснения родителям).